Готы и вампиры

Отчасти готы в том виде, в котором существуют сейчас, возникли благодаря вампирской эстетике. Известно, что основной толчок развитию goth культуры дала композиция “Bela Lugosi’s Dead” (о культовом венгерском актере – Bela Lugosi, исполнители роли Дракулы) группы Bauhaus вышедшая в саундтрэке фильма «Голод» (фильм про двух современных вампиров) да и в дальнейшем готы свой имидж и эстетику формировали под сильным влиянием вампирского образа.

 

Так символ готов – анк, прижился благодаря использованию в уже упомянутом фильме “Голод”. Среди готов культовую популярность приобрели многие вампирские фильмы – Nadja, The Addiction, Interview with a Vampyre, и многие вампирские романы – Брэма Стокера, Анны Райс и других. С существованием “реальных” вампиров – вопрос не простой – для кого-то это факт, другие же не верят в подобную “сверхъестественный бред”, но существует немало людей называющих (иногда даже считающих) себя вампирами.

ВампирСовременная вампирская субкультура близка к готической, часто даже пересекается с ней, но это не одно и то же. Многие люди, считающие себя вампирами, готами не являются, не слушают готическую музыку и не близки к gothic субкультуре – у вампиров свои клубы, сайты и конференции. Некоторые из тех, кто считает себя вампирами, действительно верят в свое сверхъестественное происхождение, другие же просто очень глубоко погрузились в эстетику вампирских ролевых игр (типа Vampyre: The Masquerade).

Некоторые готы считают себя вампирами, более того, наиболее эффектно выглядящие вампиры принадлежат к готической культуре – посетив многие вампирские страницы в интернет, вы поймете, что в массе своей сами люди считающие себя вампирами выглядят довольно просто и неброско. Многие из вампиров удлиняют себе клыки (следует отметить: у некоторых удлиненные клыки от рождения), для удлинения используется много средств – наращивание хирургическим путем, имплантация, использование протезов. Из одежды вкладом вампиров в готическую эстетику были только вампирские плащи (двусторонние – внешний черный, внутренний красный) и цилиндры.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВАМПИРАХ У РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА

Западные и Восточные славяне


Восточнославянский упырь в чистом виде – скорее не живой мертвец, а «злой колдун». Процесс его вампиризации происходит самопроизвольно, по причине его предыдущего существования. Не случайно в центральной России упыря чаще называют «еретиком», объясняя его трансформацию отказом от правильной веры. Сами по себе «посмертные хождения» объясняются по разному: этих людей «не принимает земля», заключив договор с нечистой силой и померев раньше срока, человек встает из могилы, доживая остальные годы в качестве живого мертвеца. Днем упырь  спит в своей могиле, просыпаясь в полночь. Он сосет кровь спящих и повергается в ужас криком петуха, и действуя до указанного времени. Свет не является для него смертельным, но заставляет бежать в убежище.
Конечно, еретики не обладают обширным арсеналом сверхспособностей – разве что наделены длинными острыми зубами, «сокрушающими сталь», иногда имеют зооморфные черты, способность стремительно «бежать наравне с лошадью» (часто не разжимая сложенных крестом на груди рук), липриносить за собой эпидемию (следствием этого и была идея о заразности укуса вампира). Хотя согласно «Новой Абевеге русских суеверий», «еретик железнозубый» мог выпивать дождь из облаков. И именно засуха часто заставляла общину искать могилу подобного еретика.
У западных славян упырь – скорее мертвец, чем колдун, хотя каждой стране его облик и способности немного отличались. Украинский упырь лежит в гробу лицом вниз, лицо у него красное. Ночью он приходит в дом своего прежнего врага, а иногда и друга, родственника, ложится на грудь своей жертвы, прижимается губами к ее сердцу и пьет горячую кровь. Язык у него острый, как жало змеи. У человека, ставшего жертвой упыря, появляется лишь маленькая, едва заметная ранка, однако он становится все бледнее и погибает. Как и заложным покойникам, им втыкают в грудь осиновый кол, и после этого их ночные блуждания прекращаются. В некоторых местах украинцы верят: мертвого вампира носит на себе живой. Считается, что вампиры обоих полов... приносят и распространяют разные эпидемические болезни.

В Польше считали, что упырь не кусает, а имеет раздвоенный кончик языка, которым он и протыкает кожу. Болгарские вампиры имели только одну ноздрю, заостренный язык и выводились из строя размещением роз вокруг их могил. У сербских вампиров встречается превращение в туман.
Большинство упырей не являются исключительно кровососами: они именно «едят свои жертвы (хотя могут питаться и чем-то еще), а также пьют кровь». Их период активности может варьироваться – часто от полдня до полночи, и более напоминал распорядок дня обычного человека. Некоторые, спят в гробу, наполненном кровью, но это не всегда кровь жертв. Некоторые в критической ситуации превращаются в стаю крыс или иных мелких отвратительных существ (личинки и т.п.), которая разбегалась в разные стороны, и для того чтобы его убить, надо было уничтожить всех.
Другой монстр, послуживший источником образа вампира – мара. Сей злобный дух не всегда понятного происхождения (у славян это – дух некрещеной девушки), который проникает в дома, нападает на спящих, обычно – беззащитных женщин , детей, в результате чего им всю ночь снятся кошМАРЫ ( наше «морок» и английское nightmare того же происхождения), от которых жертва постепенно чахнет и умирает. Именно этот образ ответственен за вход вампира внутрь помещения (упырь действует скорее вне его, подстерегая на дорогах но не входя в дом), а также – за способность превращаться в туман, летать.
В «мифологической энциклопедии» упоминается, что мара могла иметь облик гигантской моли, а ее укус похищал душу, которая могла быть возвращена только если мара убита ударом кола в сердце или вытаскиванием на свет ее волос. Мара или Марище в России, она известна под именем Мора в Польше или Морава в Болгарии, заставляя вспомнить и слово «мор».


Германия и Западная Европа

Именно в Германии появился термин «возвращенец», означающий неупокоившегося. Так называемые видергенгеры (от немецкого глагола «возвращаться») обычно пугали людей самим своим появлением или же изредка пытались заманить на кладбище и разорвать на части или удушить. Из немецких  сказаний о вампирообразных отметим альпа, хотя это тоже скорее дух недавно умершего родственника. Дети могут стать альпом, когда мать использует гриву лошади, чтобы освободиться от беременности. Альп может превращаться в животных (кота, собаку, свинью), но во всех проявлениях носит шляпу. Он пьет кровь людей и детей, но предпочитает молоко женщин.
Португальская брукса, обликом сильно похожая на бабу-ягу – хороший пример ведьмы-оборотня вообще, и вампиризм там просто прилагается. Кстати, сведения о акустической атаке, которой она обладает у Сабковского, в фольклоре не имеются.

0

Заметок на сайте: 311
Комментариев: 0