Корсеты

Корсеты очень прочно заняли свое место в готической моде. Но перед тем как корсет попал в гардероб современной женщины он проделал долгий и интересный путь.

Корсет от L'Oreal

«Корсет – специальное устройство из плотных или эластичных материалов на шнуровке, крючках или молнии, служащее для стягивания фигуры и придания ей очертания, диктуемого модой (Большая российская энциклопедия).»

Первый корсет представлял собой узкую кожаную повязку, носившую у греков название «le sester», «cestus» или «apodesme», которая предназначалась для поддержания бюста.  Носили их в разных вариантах: на груди или под грудью.  У римлян повязки изготовлялись из ткани и носили названия: mamillare, fascia и la zona.  Тяжело представить но, повязки, которыми обвивали вначале верхнюю, а затем и нижнюю часть тела, просуществовали почти до ХII века. Гречанки туго стягивали свою грудь, чтобы на выросла больше положенного размера.

В период Готики (до первой половины ХI в.) на смену свободной драпированной греко-римской одежде появилась модная, обтягивающая тело человека, одежда. Покрой ее усложнился, появилась выточка и застежка. Одежда впервые должна была исправлять естественные недостаки фигуры, а не прикрывать их. Достигалось это благодаря использованию железных и деревянных брусков, вставленных в ватную подкладку одежды. Бруски располагались между грудными железами и тянулись сверху до нижней части живота. Корсет мог шнуроваться спереди, сбоку и сзади. Часто при расслаблении шнуровки бруски могли выпасть. Стоимость такого корсета была очень высокой, и поэтому “украсить” им свой гардероб могли только женщины из высшего общества. В период Готики корсет носили не столько женщины, сколько мужчины. У мужчин широкое распространение приобретают штаны и курточка (так называемый колет), выполняющие роль мужского корсета. Гладкий и жесткий, он имитировал твердость панциря и находился в близкой связи с военным костюмом, предназначенным для защиты пеших воинов. Долгое время корсет считался частью мужской одежды. Он изготовлялся из кожи или металла и закрывал все туловище, начиная от шеи и кончая верхней половиной бедра. Такой панцирь носили воины, принадлежащие к кавалерии.

Одежда снова выставляет грудь напоказ, вступая в противоречие со средневековым пуританизмом, который предпочитал скрывать ее от похотливых взглядов. Через три столетия – новый переворот: показывать грудь становится абсолютно дозволено и даже обязательно!

Благонравие возвращается в общество во времена правления Карла V, затем Генриха II.  Женщины становятся пленницами темных платьев, закрытых до подбородка, они вынуждены к тому же облекаться в корсет, который ничем не напоминает фривольный аксессуар женского кокетства. Столетие спустя кардинал Мазарини дойдет до того, что издаст в 1654 и 1656 годах два эдикта, вообще запрещающие изготовление деталей женского туалета.  Нетерпимость принимает угрожающие формы… Ответная реакция проявляется наконец во времена Регенства.  Окончена полемика на тему бесстыдства обнаженной женской груди.  На смену ей приходят фривольные разговоры, и хотя корсет еще актуален, китовый ус становится гораздо мягче, все больше дам отказываются носить чересчур тесные модели, а декольте пользуются невероятной популярностью.

Интересное о корсете:


В XVIII веке у женщин был обычай утягивать талию корсетом до размера, равного обхвату шеи любовника, то есть до 30-40 сантиметров. Это притом, что обхват головы человека – 50-60 см.


Усы у кита растут не под носом, а во рту. Это роговые пластины, которые помогают беззубому киту отсеивать пищу. Благодаря челюсти одного кита можно сделать 66 корсетов.


Дамское платье эпохи Возрождения вполне могло заменить тренажер – его вес не опускался ниже 25 кг.

Готический корсетЕще до революции 1789 года Жан-Жак Руссо, приверженец возвращения ко всему естественному, выскажется против того, что самые язвительные будут называть «сдавливатель для тела», который носили представительницы знати. Он даже принимает участие в скандале, разразившимся в 1750 году из-за некоего Бонно, чей памфлет «Деградация рода человеческого из-за китового уса» вызывает бурную реакцию в обществе. В деревнях женщины просто отказались от использования китового уса, предпочитая ему корсаж на шнуровке, не слишком сжимающей грудь, который они надевают поверх юбки и рубашки, чтобы он не мешал им в работе.

В XIX веке о корсете говорят, что он делает женскую фигуру похожей на песочные часы. Становится очевидным, что пробил его последний час, ведется все больше разговоров о том, что он слишком стесняет движения. Все это мало соответствует либералистическим попыткам зарождающегося феминистичского движения, выступающего за свободу женщины в обществе и семье. Некоторые кутюрье, такие как Поль Пуаре, Мадлен Вионне предают корсет абсолютному забвению.

Но так как в каждой женщине в той или иной степени живет обольстительница и ничего не тешит ее более чем восторженные взгляды мужчин – корсет возвращает себе право называться самой красивой и чувственной частью женского гардероба.

На всемирно известных готических фестивалях можно увидеть сонмы корсетов и вряд ли Вы найдете два одинаковых. Винил, латекс, бархат, шелк, атлас, лен, джинс, совсем не важно из чего он пошит, но что поистине важно – как в нем выглядит девушка, а девушка в корсете – явление притягательное и завораживающее.

2 комментария

  1. Александр

    В XVIII веке у женщин был обычай утягивать талию корсетом до размера, равного обхвату шеи любовника, то есть до 30-40 сантиметров.

    Жееееесть!

  2. Жаль, что в статье почти ничего нет о месте и роли корсета в готическом стиле одежды... Хотелось бы почитать больше именно об этом (о готике и корсетах), а не общий обзор корсета, как конструкции в одежде...

Оставить комментарий

*

Заметок на сайте: 310
Комментариев: 773