Готический стиль в архитектуре

Основа готической конструкции – крестовый нервюрный (ребристый) свод на стрельчатых арках в сочетании с системой разгрузки стены нефа за счет стоящих отдельно от стены контрфорсов и переносящих на них часть тяжести сводов аркбутанов, что позволяло освободить стены нефа от несущей функции и прорезать их максимально большими окнами, добиться значительно лучшего, чем в романской церкви, освещения интерьера, что было связано с символическим сакральным значением света в этот период.

Лёгкий каркас здания с несущими нервюрами позволял также увеличить высоту здания и расширить нефы. Новый принцип перекрытия – «от треугольника» (в отличие от романского принципа «от квадрата») делает основной единицей плана не прямоугольную травею, а треугольный распалубок свода и позволяет перекрывать из одной точки единым сводом здания самой сложной конфигурации и достичь большей слитности плана. Критерии красоты готического здания совпадают с критериями красоты, данными в трактате «Сумма теологии» Фомы Аквинского – «ясность, цельность, согласованность». В наружном архитектурном декоре готических зданий преобладают вертикальные, остроконечные мотивы (щипцы, вимперги, пинакли украшенные краббами и крестоцветами).

Готический собор – образец синтеза искусств: архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и произведений декоративно-прикладного искусства. Все виды декора здания связаны между собой единой иконографической программой (в литературе рубежа конца 19 – первой половины 20 вв. появляются термины «собор-универсум», «собор-энциклопедия» – Х. Зэдльмайр, Э. Маль).

Центром города в готическую эпоху становится городская площадь с доминирующим над ней собором или замком (преимущественно в Италии или Восточной Европе), окруженная 2-3 этажными домами, соединенными галереями.

Церковь аббатства Сен-Дени (Франция)

Церковь аббатства Сен-Дени (Франция)

Готическое искусство Франции начинается периодом ранней, или цветущей готики (1140—1230). Первой готический стиль постройки Франции принято считать церковь аббатства Сен-Дени, перестроенную в готическом стиле в 1137—1144 по инициативе аббата Сугерия, оставившего подробный отчет о постройке. Перекрытие обхода хора и капелл нервюрными сводами, фасад с тремя порталами и окном-розой, состоящим первоначально из множества малых круглых окон-цветков (его формы дали название периоду), витражи капелл стали определяющими чертами нового типа церковной постройки. Соборы в Сансе (1140-е-1180) и Санлисе (1151—1191) были полностью перекрыты нервюрными сводами. Вторая половина 12 в. – время т.н. Нуайонской группы в архитектуре (соборы в Лане (1155\1163—1225), Нуайоне (начало ок. 1145), Нотр-Дам в Париже (1163—1250), южный рукав трансепта в Суассоне (1180—1190), с четырёхъярусной стеной интерьера главного нефа (помимо яруса галерей над боковыми нефами вводится ярус декоративного трифория) и системой т.н. «двойной оболочки» – стена, прорезанная неглубокими декоративными аркадами трифория и украшенная слепыми аркадами в ярусе окон, утрачивает монолитность и становится проницаемой и светоносной. Для этого периода характерно сохранение значительного количества романских черт в архитектуре, невысокая стрела арки, сравнительно малая прорезанность стены окнами, высота здания до 33 м, наличие галерей над боковыми нефами, умеренный вертикализм форм. Собор Нотр-Дам в Шартре (1194—1220, 1260 (?), в котором исчезают галереи над боковыми нефами и упрощается план, благодаря чему возрастает единство внутреннего пространства здания, а также значительно разрастается зона окон, стал переходным к следующей стилистической фазе так называемой классической готики (конец 12 в. – 1230). В соборах Нотр-Дам в Реймсе (1211—1300) и Амьене (1220—1288) продолжается расширение зоны окон и нарастание высоты сводов. Другое направление в архитектуре зрелой французской готики – собор в Бурже (1198 – ок. 1280), 5-нефный, с «пирамидальной» конструкцией, подчеркивающей господство очень высокого центрального нефа над низкими боковыми, и с непропорционально сокращенным трифорием.

В соборе в Бове (1227—1284) последняя достигла 48 м, однако своды обрушились через 12 лет после постройки.

Арка Сен-Дени

Арка Сен-Дени

Следующий период – лучистой готики (1230—1350), открывает реформа зрелой готики – появление так называемого светового, т.е. застеклённого трифория, сливающегося с зоной окон в работах мастерских Пьера де Монтрей (перестроенный неф ц. Сен-Дени 1230-40-е) и Жака де Шеля (трансепты ц. Нотр-Дам в Париже, 1245—1250). Наивысшее достижение этого периода – двухъярусная капелла Сент-Шапель (1241—1248) в Париже – домовая ц. Людовика Святого, второй ярус которой целиком состоит из окон, разделенных только тонкими пучками колонн.

Для периода поздней, или пламенеющей готики (ок. 1350 – первая половина 16 в.) (термин справедлив для Франции и построек, находящихся под влиянием французских образцов) характерна концентрация художественной деятельности при дворах меценатов: в Бурже (герцоги Беррийские), Дижоне (герцоги Бургундские) и др. В архитектуре происходит упрощение готической конструкции и усложнение декорации (ц. Сен-Маклу в Руане, 1434—1470), распространение готических декоративных элементов на светские постройки (Дворец правосудия в Руане (1499—1550) и соединение элементов готической конструкции и декора с пришедшими из Италии ренессансными чертами (ц. Сент-Эсташ в Париже (1532—1637) и ц. в Бру (1513—1532). Активизируется светское строительство – дворцы (дворец пап в Авиньоне, 1334—1352; замок Пьерфон, 1390—1420), особняки («отели») богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443—1451).

В английской готике сильна инерция предшествующего романского стиля: делается больший акцент на декорации, чем на конструкции, постройки отличаются небольшой высотой при значительной длине, минимумом скульптуры, отсутствием французского вертикализма, наличием квадратных алтарных апсид (наследие архитектуры цистерцианского ордена) и, в ряде случаев, отдельно стоящих 8-гранных залов капитула. Был распространён обычай перестраивать в готическом стиле своды романских построек. Название ранней, или ланцетовидной английской готики (1170—1240) связано с распространенной в это время формой окон, сильно вытянутых и со стрельчатым завершением. К этой стилистической фазе относятся перестроенный по образцу ранней французской готики хор собора в Кентербери (1174—1184, арх. Вильям из Санса, возможно, француз), соборы в Линкольне (1192—1230) и Солсбери (1220—1266), ранняя фаза строительства собора в Уэльсе (1180—1239) с его характерным для Англии растянутым фасадом-экраном.

Переход к зрелой, или украшенной готике (1240—1330) был вызван появлением более обильного и разнообразного декора для опор, стен, сводов и других конструктивных частей здания и произошёл при перестройке главной ц. Вестминстерского аббатства (1245—1269) по образцу собора в Реймсе и Сент-Шапель в Париже – с алтарной апсидой, превращенной в сплошную стеклянную стену. К этому же периоду относятся зал капитула собора в Солсбери, впервые перекрытый из единого центра, и т.н. «ангельский хор» собора в Линкольне (1256—1280), соборы в Эксетере (1220—1370, первый английский собор, лишённый галерей, с 11-частными сложными сводами) и Йорке (1230—1260).

Украшенный стиль вызвал реакцию в виде т.н. перпендикулярного, или вертикального стиля в английской поздней готике (1330-е – 1530-е), для которого характерно сокращение декоративных элементов до простой «решетки» из единообразных резных модулей, наложенных на стены и окна храма. С ней согласовывался узор сложных декоративных веерообразных, сетчатых, звёздчатых сводов, утративших функциональность французских готических сводов (обновление нефа собора в Глостере, 1329—1377, реконструкция нефов Кентерберийского собора (1356, архитектор Г. Йевел), Сент-Джордж в Виндзоре (1474—1528). Для этого периода характерны т.н. «церкви-фонари» (Королевские капеллы в Кембридже (1446—1515) и Вестминстере (1503—1519).

В Германию готика приходит к 1230-м и продолжается до 16 в. Для ранних (первая половина 13 в.) построек характерна упрощенность интерьера (т.н. «зальные» церкви с нефами одной высоты, ц. Св. Елизаветы в Марбурге, начало 1235—1283), сохранение второго алтаря на западной стороне (наследие архитектуры Каролингского возрождения). Специфически немецким явлением стала т.н. кирпичная готика.

Для зрелой (вторая половина 13 – 14 в.) немецкой готики характерно цитирование французских образцов (собор в Страсбурге (1250—1275), собор в Кёльне (1248—1332, достраивался до 19 в., хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344—1420), а также формирование национального типа невысокого здания храма с одной башней на фасаде (соборы во Фрайбурге, Ульме, Майсене). Для поздней готики (15-16 вв.) характерно сохранение зального пространства и превращение сводов в декоративные панно (ц. Св. Анны в Аннаберг-Буххольце, 1499—1525). В этот период готические постройки возникают по всей территории Священной Римской Империи – в Австрии (готические части собора св. Стефана в Вене, 1304—1454) и Швейцарии (собор в Берне, 1421—1588), а также в Нидерландах – соборы в Антверпене (1521—1530) и Мехелене (1452—1578), богато декорированные гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200—1304, в Брюгге, 1248—1482; ратуши в Брюсселе, 1401—1455, Лёвене, 1448—1459, Ауденарде, 1526—1537).

Палаццо Пубблико в Сиене

Палаццо Пубблико в Сиене

В Италии воспринимаются главным образом лишь отдельные черты готики: окно-роза, стрельчатое окно, нервюрный свод и др., однако не складывается единый готический стиль системы конструкции и декорации, как во Франции. Готика в Италии сосуществует с Проторенессансом – антикизирующей стилистической тенденцией, предвосхищающей черты Возрождения. Готические постройки возводятся с 13 в.: ц. новых монашеских орденов францисканского (ц. Сан-Франческо в Ассизи, 1228—1253, Санта-Кроче во Флоренции, 1294—1295) и доминиканского (Санта-Мария-Новелла во Флоренции, начата в 1246), соборы в Сиене, 1284—1296, Орвьето 1285—1290). Для них характерно отсутствие вертикализма, деление плоскости фасада на ряд правильных геометрических фигур. Собор в Милане, полностью спланированный как готический, строился преимущественно иностранными мастерами (1364 – 19 в.). Отдельные готические элементы используются во дворцах городского самоуправления (Палаццо Веккьо во Флоренции, Палаццо Пубблико в Сиене, Палаццо Дожей в Венеции и др.).

Архитектура ранней готики в Испании и Португалии находится под сильным влиянием зрелой готики Франции (соборы в Бургосе, 1221—1260, Леоне, начат в 1255, Толедо начат в 1223, реконструкция ц. Сантьяго-де-Компостела, ок. 1170). Специфика Испании – в сохранении упрощенного романского плана здания и мавританских влияний в декоре: узорчатой кладки, подковообразных арок, перекрытий в форме звезды, которые просуществовали до 16 в. в т.н. стиле мудехар. Интерьер базилики разделялся надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Лишь к 15 в. складываются собственно национальные стили мануэлино и исабелино.

0