Модные готы

В удобной защищенности достоверностями морали и демократии мы не только ни от чего не застрахованы, но и рискуем не увидеть, как приходит или возвращается то, возможность чего не сводится к чистой случайно­сти истории.

Ф. Лаку-Лабард, Жан-Люк Нанси

 

Современные готы заставляют обратить внимание на то, что сегодня, как и в начале XIX века, готика оказывает­ся прочтена как протест против наследия Просвещения.

 

Модные готыЧем интересны современные готы с точки зре­ния готической эстетики? Более всего тем, что это дви­жение дает яркий пример полного и безраздельного гос­подства эстетики над моралью, равно как и над всеми другими представлениями. Точнее, речь должна идти о моде, а не об эстетике, ибо, по сути, готы неописуемы: их следует только фотографировать, потому что одежда со­временных готов не отсылает ни к чему вне себя и ничего не скрывает: ни программы, ни продуманной эстетичес­кой системы, ни даже разделенного здравого — или готи­ческого — смысла. Чтобы точнее объяснить, о чем идет речь, скажем, что отличия семи разновидностей российс­ких готов проявляются только в одежде и в атрибутике. Бессловесный протест готов — ибо это, безусловно, протестное движение — носит сугубо эстетический характер: стиль одежды — вместо политического манифеста, сим­волы — кельтские кресты и орнаменты, черепа и кости, распятия («со стильным дизайном», как выражаются ав­торы статей о готах), египетский анкх, восьмиконечные звезды и летучие мыши — вместо членского билета. Вместе с платьем гот получает некоторые внешние особенности стиля поведения и важнейший способ самоидентификации. Не показывает ли движение готов важную тенденцию со­временной политической культуры: скомпрометирован­ность политического языка превращает моду в главный способ выражения протеста?

 

Те из готов, кто пытается писать этические манифесты отказываются считаться со своим на­званием и не хотят осознавать и признавать свою связь ни с готами — разрушителями античной культуры, ни с го­тами — героями фашистской мифологии. Они возводят генеалогию современных готов исключительно к англий­скому готическому роману, избегая остальных несимпа­тичных исторических аллюзий. Действительно, до сих пор движение не отличалось экстремизмом — скорее, и особенно в палитре российских молодежных течений, оно приобрело репутацию безобидного, социально не аг­рессивного протеста. Поэтому социологи часто представ­ляют готов как «первичную профилактику экстремизма», как молодежную альтернативу фашизму.

 

Но долго ли могут оставаться политически нейтраль­ными имя и символ, нагруженные историей? Так же как свастика в европейской культуре не может быть прочтена иначе, чем как символ фашизма, так же как пятиконечная звезда останется навсегда связана с российским комму­низмом, а не только со звездой, зажегшейся в Рождество, готы скованы историей имени. Об этом свидетельствует избираемый ими стиль — кельтские символы на средне­вековых костюмах, черепа и кости. Символика, которая однажды стала фашистской, не доминирует, но она все время скрытно присутствует, она рядом, готовая ожить.

 

Не станет ли СТИЛЬ, нагруженный историей, проводником для распространения фашистской идеологии среди рос­сийских готов, которые в последнее время все больше и больше попадают под влияние фашистов и в результате целенаправленной идеологической обработки, и в силу общения на полисубкультурных тусовках? Так на наших глазах мода превращается в политику.

 

Кризис эстетической системы Нового времени с ее утрированным рационализмом и нескрываемым прекло­нением перед человеком и его деяниями был многократно усилен, поддержан, развит, и сам существенно способст­вовал размаху другого процесса — углублению кризиса научной рациональности- Изменение эстетического ка­нона, павшее на наши дни, совпало с радикальным пере­смотром научной картины мира и с радикальной сменой массовых представлениях о свойствах времени. Это со­впадение создало почву для укоренения готических тен­денций в нашей современности.

 

Д. Хапаева

 

 

Для готического сайта статья довольно специфическая и мы во многом не разделяем мнение автора, но в качестве «взгляда со стороны» – весьма познавательно.

0

Заметок на сайте: 311
Комментариев: 0