Готическое общество: морфология кошмара

В чистых линиях готических соборов, пронизанных лучезарным светом неугасимых витражей и мудрыми звуками органа, мысль сама собой устремляется ввысь, завороженная величественной стройностью европейской культуры.

 

Как будто ты стоишь в сердцевине прекрасного бутона, в котором уже заложены все грядущие линии и краски его расцвета: Гуманизм, Ренессанс, Просвещение. Отсюда так ясно виден великий путь, отсекающий все лишнее, случайное: постоянное стремление к свету разума, к совершенству и гармонии. Взгляд бережно и покорно следует за возвышающими линиями нервюр и тянется выше, все выше вверх.

Готическое общество: морфология кошмара

Опасность настигает внезапно. Они притаились в изъеденном солнцем и ветром песчанике. Уродливо искривив пространство, они неестественно растопырили ребра-контрфорсы и обглодали их до конца, оставив только остов. Без них не обходится ни один водосток, ни одна капитель, ни один элемент выглядящей математически выверенной, исполненной рациональности готики. Чудовища населяют готические храмы. Гнусные, глумливые, непристойные твари — они здесь не чужие. Они — плоть от плоти готики, порождения европейского духа. Никто не знает, откуда они взялись и что они здесь делают. Возможно, они просто ждут. Ждут своего часа. Ждут уже много веков, чтобы, наконец, безраздельно завладеть пространством европейской культуры и заклеймить ее своим уродливым, беспощадным и бессмысленным естеством. Они не упустят своего шанса, а такого шанса, как сегодня, кажется, у них еще не было.

 

«Почему готическое общество? Что за неудачно выбранное название? — часто возражают мне историки искусства и любители средневековых древностей. — Что может быть общего у готики с уродливыми чертами современности?» Почитатели европейского Средневековья забывают о том, что слово «готический» нагружено многообразными смыслами. Правильно, оно отсылает к началам европейской культуры, но в нем уже скрываются готы — разрушители античной цивилизации.

 

Готическому стилю и той мизерной роли, которую он отводил человеку у подножия громад своих храмов, противопоставил свою эстетику Ренессанс. Готика была прочтена как альтернатива Просвещению в эпоху предромантизма, поскольку просветители считали ее синонимом варварства, невежества и мракобесия. Именно готика, продолжая все туже полемическую тему в европейской культуре, была избрана символом немецкого фашизма. Родоначальник готической эстетики Дж. РР. Толкин вывел свою эстетическую систему из средневекового эпоса в противовес эстетике Нового времени, пронизанного идеалами Просвещения.

 

Сегодня готическая эстетика, в которую на разных этапах влились разные течения, наводняет нашу жизнь. Она порождает новую — готическую мораль и начинает ткать социальную основу готического общества.

 

Двойственность, заложенная в понятии, есть главный — и пока что единственный — повод для оптимизма: может быть, помимо зловещих, в готических практиках современности удастся отыскать и некоторые благородные черты, которые просто ускользнули от моего внимания также, как ускользнули от внимания поклонников готики ее мрачные стороны?

 

В основе социальных и политических изменений лежит глубокий интеллектуальный кризис, который проявляется в кризисе картины мироздания и в изменении представлений о времени, в трудностях осмысления происходящего. Становление новой эстетической системы и новых моральных норм относится к числу самых серьезных последствий этого кризиса.

 

Д. Хапаева

 

 

Для готического сайта статья довольно специфическая и мы во многом не разделяем мнение автора, но в качестве «взгляда со стороны» – весьма познавательно.

 

Рецензия на книгу Д. Хапаева «Готическое общество: морфология кошмара»:

Термин «готическое общество» в данной книге остается скорее метафорой, чем строго научным понятием. Как и в момент своего возникновения в устах итальянских гуманистов, в книге Хапаевой оно обозначает прежде всего негодование против грядущего (уже, по существу, и наступившего) «варварства».

С какой стати и посредством каких именно механизмов общество (по преимуществу отечественное, ибо о нем в книге говорится больше всего) стало «готическим» — этот вопрос, увы, почти не ставится.

 

О. Балла

 

0

Заметок на сайте: 311
Комментариев: 0