Подменыши фейри (ч.1)

ГЕНЗЕЛЬ И ГРЕТЕЛЬ

Дорога хороша тогда,

когда есть хороший попутчик.

Рутгер Хауэр

Если уж пересматривать старые детские сказки, то нельзя не обратить внимание на такие фигуры, как Гензель и Гретель. Что мы знаем о них?– только то, что Гретель была хитра, изворотлива, достаточно смекалиста. Еще мы знаем и то, что папашка Гензеля и Гретель завел своих детишек в лес и оставил там диким зверям на поживу – якобы потому, что в доме нечего было кушать. Но мало того, что детишки выбрались из дремучего леса, так они еще и умудрились изничтожить злую колдунью – людоедку (а в одном из вариантов сказки – принесли домой и сокровища злой колдуньи, собранные ею непосильным трудом за сотню–другую лет). Теперь оставим в стороне детский лепет (вернее – лепет для несмышленых детишек) и спокойно исследуем тему.

Подменыши фейриПервое, что может заинтересовать исследователя – это происхождение Гензеля и Гретель. Но мы не станем упрощать задание – раз некоторые вещи нельзя и (или) не хочется объяснить только лишь при помощи науки, то вторгнемся в область мифологии, рассчитывая на то, что мифы возникали и возникают не на пустых местах, а имеют к тому вполне реальные предпосылки.

Итак, раньше, в годы былые, мир был заселен всевозможными существами, среди которых были так называемые фейри. Это гэльское название, но оно самое распространенное в мире и поэтому мы будем использовать именно его, пусть это и непатриотично. К фейри относились эльфы, гоблины, хобгоблины и еще многие виды Лесного народца. В основном они отличались очень маленьким росточком, злобным нравом и особенно – нелюбовью к людям. Некоторые из видов фейри даже подменяли людям младенцев, подсовывая в колыбельки – взамен украденных детей – своих детенышей (в отечественном фольклоре этим любили заниматься кикиморы). Подмена выявлялась довольно поздно, когда родители уже успевали привыкнуть к тому существу, что вопило в их доме, потому и оставляли подменыша в своей семье, несмотря на его преотвратный вид и премерзкий нрав. В таком случае подменыш несколько лет жил среди людей, всячески им гадя, а затем исчезал бесследно, напакостив уже очень серьезно. Излюбленной гадостью подменышей – фейри была такая: несколько деревенских детишек соблазнялись подменышем пойти в лес по ягоды (грибы, орехи, съедобные коренья и т.д.), заводились подальше в лес, прямо к логовищу фейри и порабощались Лесным народцем на всю оставшуюся жизнь. Некоторым, правда, удавалось через какое-то время сбежать из плена, но, вернувшись в мир людей, они с удивлением узнавали, что с момента их похищения прошло не год – два (как казалось похищенным), а лет пятьдесят – сто. Время в жилищах фейри текло по иному, чем в мире людей. Существует множество рассказов о людях, попавшим к фейри, и вернувшихся оттуда через много лет (например, история Рип ван Винкля). Так что, с полным на то основанием, мы можем считать Гензеля и Гретель ничем иным, как подменышами – фейри или, иначе – кикиморенышами. С этим вопросом мы, в общем, разобрались, и теперь на очереди вопрос номер два: почему папаша (в сказке) завел своих детей в лес и оставил там? Объяснение, содержащееся в сказке, совершенно не отвечает истине – в лесу всегда, в любое время года, найдется возможность раздобыть еду – именно этот фактор сыграл решающую роль в формировании менталитета народов, живущих исключительно охотой, рыбной ловлей и собиранием лесных плодов и съедобных кореньев (в частности, таким образом сформирован менталитет московитов, т. наз. «русских», предки которых жили в лесах). Носители этого менталитета спокойно пропивают или иным способом пускают на ветер свое имущество, так как в них на генетическом уровне заложено: живи сегодняшним днем, а завтра что–нибудь, да найдешь. Допустим даже – согласно классической версии – что в хижине у «папы» Гензеля и Гретель закончились пищевые запасы, и поступление новых как-то не предвиделось в ближайшее время. Из-за этого своих детей вышвыривают разве что маньяки – детоненавистники да абсолютные дебилы. Папашка, углежог по специальности, не был ни тем, ни другим – судя по тексту, «своих» детей он любил. Ах, да, имеется некая ссылка на мачеху, которая и потребовала изгнания углежоговых чадушек. Мачехи, бывает, попадаются похлеще, чем тёщи из анекдотов, поэтому ее, мачеху, и вывели в сказке злюкой и жлобкой – на то это и сказка, чтобы все драматизировать. Но посмотрим на всю эту историю со стороны знающего древние предания человека, чтобы понять – как дети оказались в лесу и что они там делали.

– Углежоги, как известно, селятся поближе к производству – то есть в лесу. В лесу же обитают и фейри. Возможно, что оба чадушки углежога оказались подменышами фейри, но избавиться от них ни у углежога, ни у его супруги не хватило духа. Затем жена углежога умерла, и – что вполне вероятно – немалую роль в этом сыграли подменыши своими пакостями. Когда же «папаша» привел в дом вторую жену, та сразу же углядела нелюдское происхождение детишек и поставила углежога перед выбором по типу «Я  или они». Углежог справедливо рассудил, что в дремучий лес заполучить еще одну женщину будет довольно сложно, а детей можно наплодить действительно своих, и решил принять условия новой жены. Однако умертвить подменышей он не смог из-за слабохарактерности или ложного гуманизма, а на то, чтобы как-то обменять их у фейри на своих родных детей – не хватило ума. Потому он принял компромиссное решение, оставив подменышей в лесной глуши. К сожалению, те прекрасно ориентировались на местности и вскоре вернулись домой (в сказке – по набросанным по пути следования  камушкам). Однако дома их ждала весьма неприятная сцена – «мачеха» встретила вернувшуюся нелюдь если не в штыки, то как минимум с кочергой в остервенившихся руках. Потому подменыши ринулись обратно в чащи и буераки, скрываясь от разъяренной женщины, и исчезли надолго (согласно сказке – птички расклевали хлебные крошки, которыми детки метили дорогу за неимением камушков). Бродя по лесу, они вышли к домику старухи – скорее всего, народной целительницы (знахарки – ведуньи). Обожрав старушку, подменыши слопали и ее саму – даром, что мясо было старое и жилистое (для фейри в таких делах особой разницы нет, хотя больше всего они любят кушать маленьких детей) – сказка живописует, смакуя, момент попадания старухи в собственную печь. Затем, порывшись в старушечьем барахле, подменыши нашли некоторое количество материальных ценностей (в сказке – «сокровища – крупные жемчуга и рубины») и, здраво рассудив, прихватили их с собой. Ведь живя в человеческой семье, подменыши чувствовали себя прекрасно – в отличие от общества фейри, с его раз и навсегда установленной иерархией, в людском мире при наличии денег можно пробиться в самые верха социальной лестницы. В принципе, подменыши оказались правы – по приходу домой, они убили мачеху (мачеха, по сказке, успела «умереть» ко времени их возвращения) По крайней мере, «походом детей» руководила Гретель, отчего именно она и стала главным героем сказки.

Теперь посмотрим, чего сказка нам самым наглым образом не досказала.

– Спустя какое-то время, подросшие и окрепшие подменыши хитростью и подлостью извели со света и «папашу». После этого они бросили семейный бизнес и вышли из лесу, начав новую жизнь среди людей. Что с того они были страшны, как моя жизнь – с хорошими деньгами можно не только хорошо устроиться в обществе, но и породниться с влиятельными людьми. Что подменыши, судя по всему, и сделали. А для человеческих детишек осталась добрая сказочка о смелых и умных Гензеле и Гретель, о бесхребетнике – папаше, злой тетке – мачехе и еще более злой колдунье…

В пользу этой версии говорит то, что похожие сказки существуют у разных народов совершенно независимо друг от друга, несмотря на разделяющие эти народы расстояния, традиции и космогонию. Явно просматривается очень древний общий корень, уходящий в глубины тысячелетий истории индоевропейской расы, когда человеческий мир был еще молод, а вокруг редких тогда человеческих поселений копошилась в лесах и болотах всевозможная нелюдь и нежить, пытаясь вытеснить из мира человека как биологический вид и носитель солнечного интеллекта. И, возможно, эти сказки являлись предупреждением людям, чтобы они не допускали в мир людей маскирующуюся под людей нелюдь. Потом уже, чья-та злая воля и злокозненная рука с особым цинизмом переписали правдивые истории, как в случаях с Белоснежкой и Красной Шапкой, дабы сказки эти служили памятником хитрости и подлости нелюди, пробравшейся в мир людей. А люди – люди читают эти гнусные выдумки своим детенышам, не задумываясь, что стоит за написанным. Хотя, конечно, что сейчас можно требовать от людей?– разве не видно, как и за кого они голосуют на выборах?!! Впечатление такое, что «народные избранники» – сплошь да рядом эдакие акселерированные и разожравшиеся Гензели и Гретели, а «народ» состоит сплошь из наивных и глуповатых папаш – пацифистов.

И. Беркут

0