Основные сюжеты готического орнамента

Значимую роль в художественном образе готического храма играл орнамент, в большом количестве украшавший каменные стены снаружи и внутри, деревянную обшивку нижних ярусов интерьеров и выступавшую из них мебель, храмовую утварь из дерева, серебра, слоновой кости и из других материалов.

В Средневековье возникают несколько орнаментальных мотивов, навеянных архитектурными элементами. Прежде всего, это заимствованная из арабской архитектуры стрельчатая арка, которая стала основополагающей декоративного элемента. С ней гармонично связана башенка-пинакль, являющаяся своеобразной малой моделью самого готического храма.

Так же продолжают использоваться преобразованные античные и византийские мотивы, но наряду с ними явно преобладают новые темы. Ранее прямолинейные геометрические формы переходят в криволинейные плетения.

Кроме геометрического орнамента и воспроизведения форм стрельчатой арки, сферических треугольников и четырехугольников широко использовались растительные формы местной флоры: листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и прочее.

Если в раннем Средневековье широкое распространение имел мотив трилистника и двулистника, то позже стали использовать формы колючих растений — терновника, чертополоха, папоротника и другое.

Визитной карточкой архитектуры Готики, наряду со стрельчатым перекрытием, являются так же своды замков и водостоки — гарруйи. Тематика их украшений весьма многообразна. Здесь можно увидеть человеческие головы, отдельные фигуры, эпизоды из Библии соседствуют с кентаврами и сиренами. Также листья винограда, листья и цветы розы, человеческие лица, переходящие в листья, и листья, переходящие в лица, из альбома Виллара де Оннекура. Водостоки в церквях выполнялись в виде чудовищ, с разинутой звериной пастью, а иногда в виде человеческих лиц. Наиболее яркий их пример: горгульи собора Парижской Богоматери.

В готической архитектуре использовался ажурный орнамент, исполненный в камне.

В Средневековье полы мостились керамическими плитками, которые часто украшал орнамент. В основном плитка была квадратной формы, иногда прямоугольной или шестиугольной формы. Общий орнамент составлялся за счет сочетания линий узора отдельных плиток. Во французских церквях декор пола был в виде лабиринта, по которому прихожане перемещались на коленях, читая молитвы. Это было имитацией паломничества. Самые известные лабиринты — круговой в Шартрском и Амьенском соборах. Редко вместо сложного лабиринта выкладывалась простая по форме роза.

0