Из истории ведьмовства

Кто не мечтал всегда оставаться молодым и красивым? А уметь летать, как птица, разговаривать с животными и не тонуть в воде? В древности людей, умели все это делать (а также многое другое), называли «ведунам», «ведьмами» от слова «ведать» – знать.

По народным представлениям, ведьма знала все тайны природы, поэтому легко могла скрыть или напустить дождь (держа его в покрытых кувшинах в кладовой), украсть с неба месяц и наслать бурю, могла летать, как птица, и обернуться в любое животное или вещь. До сих пор в селах есть «знахари» — мужчины, словом и взглядом могут остановить облако, ветер, а бабушки-шептухи с помощью известных только им тайных слов, воска, воды, обычного куриного яйца лечат пациентов, от которых отказались врачи. До сих пор в любом селе на вопрос фольклориста: «А ведьмы в вашем селе были?» Можно получить ответ: «Чего было? Они и сейчас есть» и услышать рассказ о конкретном случае в местной жизни.

Что же это за явление — «ведьмовство», феномен которого присущ народной культуре всех европейских народов?

Во все времена и у всех народов были люди, которые были лучше других знакомы с тайнами природы, наблюдательные и сообразительные, умевшие воспользоваться целебной силой трав, предсказать погоду, лечить ритуалами. Женщины больше, чем мужчины, были заинтересованы в сохранении знаний, необходимых в повседневной жизни: вылечить ребенка и скотину, вовремя посеять и посадить. Поэтому с принятием христианства они больше держались обычаев старины, взяв на себя функции древних волхвов. Эти «бабы богомерзкие», так называют их христианские авторы летописей, «много волхвуют чародейством и отраву, и другими бесовских кознями».

По традиции, в ним продолжали обращаться со своими житейскими заботами: заговорить больной зуб, найти корову, за помощью в несчастной любви. Но с утверждением христианства «ведьма» — «и, кто знает» — приобретает все больше признаков нечистой силы, теряет свой прежний авторитет в обществе, свои функции повелительницы природы.

Знахарство, что было когда-то частью ведьмовства, выделяется и существует как отрасль народной медицины, а знахари и знахарки решительно протестуют, когда их называют «ведьмами». Теперь ведьма — «беды личина», «поганка», ей приписываются только способность насылать на людей порчу, отводить им глаза, занятия мелким вредительством. Быть ведьмой не только не почетно, но и опасно.

В 1487 г. в Германии инквизиторы Я. Шпренгер и И. Инститорис написали книгу «Молот ведьм», в которой определялось, кто такие «суккуб» и «инкубы» (демоны с женским и мужским началом), какие действия считаются ведьмовскими и какая кара имеет них быть. По городам и селам Европы запылали костры, в которых сгорело около 20 тысяч человек, преимущественно женщин, обвиненных в отношениях с дьяволом.

Отблеск тех кровавых костров дошел и до Украины. В опубликованных В. А. Антоновичем документах юридических процессов над ведьмами (Антонович В.Б. Колдовство. Документы, процессы. Изследования. СПб., 1887) во время судов над ведьмами «противоправными» признавались следующие действия: хождение женщины простоволосой, в одной рубашке  подбрасывание им во двор соседа куска веревки, мусора. И. Франко в заметке «Сожжение упырей в с. Нагуевичах в 1831 г.» описывает страшный случай сожжения трех крестьян этого села, обвиняемых как зачинщиков эпидемии холеры. Остап Вишня описывает случай, произошедший в 1924 г.: к сельской акушерки обратилась бабушка с просьбой дать ей справку, что у нее нет хвоста, а то односельчане собираются побить ее как ведьму.

По фольклорно-этнографическими материалами XVIII-XIX вв., рядовая сельская ведьма промышляет тем, что ворует ночью молоко у чужих коров, пугает парней и девушек, превратившись в собаку, стог сена или кошку. Особенно благоприятными для нее время великих праздников: Рождества, Пасхи, Ивана Купала. Ведьмы, которых различают как родившихся и обученных (эти более злые), должны летать на свои собрания на Лысую гору, что на правом берегу Днепра в Киеве.

 Народная мораль славян была довольно снисходительным к ведьме. Каждый человек сам ответит за свои поступки перед Богом, если же она раскаялась за жизнь, то ее прощали.

Настроенное традиционными рассказами воображение человека, находящегося в возбужденном состоянии, — а в таком состоянии находился, несомненно, каждый из крестьян, засевший ловить ведьму, — легко переходит в галлюцинацию, во-вторых, похвальба лиц, выдающих себя за знахарей и приписывающих себе подвиги древних полубогов и сказочных героев в современной, соответствующей обстановке, и, наконец, рассказ бабушек и дедушек, наивные, но всегда без хитростей, — вот те источники, конечно не все, которые щедро поят своими мутными водами широкую реку народных суеверий» (П. В. Иванов. Народные рассказы о ведьма и упырях. Сб. Харьковском историко-филологического общества. 1891, т. 3).

Сегодня существуют и другие объяснения этого интересного явления. Давно уже научно доказанным фактом является наличие энергетического биополя человека. Очевидно, что люди с сильным биополем (многие из них имеет еще и дар ясновидения) могут влиять на других людей, вызывая как физические, так и психические изменения. Но поскольку изначально в мире борются добро и зло, то каждый человек занимает свою позицию в этой борьбе, колеблясь, куда стать, или открыто становясь на ту или иную сторону. Для человека, которому дано больше, чем другим, больший и соблазн, не все оказываются устойчивыми, и тогда отрицательная энергия умножает еще большее зло.

К разряду ведунов наши предки, несомненно, отнесли бы современных экстрасенсов, парапсихологов, но не к каждому из них наши с вами прабабушки пошли бы на прием. По требованиям народной морали человек, в силу своих особых возможностей умеющий помочь другому, должен делать это обязательно, не скрывая свой талант, за небольшое вознаграждение, бесплатно — для убогих и бедных. Такие люди должны соблюдать пост, хранить тайны пациентов. Настоящие знахарки никогда не брались за негативную и вредную магию, зная, что за причиненный несправедливость будут платить сами, никогда никого «не привораживали», ибо «приворожить» чью-то душу — тяжкий грех.

Свои знания и энергию ведун должен передать ученику или ученикам, избранным по высоким моральным критериям. Если же этого не происходило, то смерть его была очень тяжелой; чтобы облегчить ее, срывали крышу дома. И вообще, каждого своего пациента знахари принимали индивидуально, находя слова, нужны только ему, излечивая вместе и тело, и душу.

Поэтому если вы собрались на прием к экстрасенсу, вспомните эти требования наших предков. И если вы отложите визит — знайте, что это к лучшему.

0

Заметок на сайте: 311
Комментариев: 0