Воины-оборотни

Оборотень — человек, способный перекидываться в волка или путем колдовства превращаться в зверя. Волк — символ храброго воина. Он является первопредком, хранителем рода.

Культ волка, как предка племени и вождя боевой дружины, очень распространен у многих народов Евразии и Северной Америки. Сюжет о воспитании родоначальника рода (а порой двух близнецов) волчицей был известен римлянам, древним иранцам, туркам и монголам. У североамериканского племени тлинкиты бытовала легенда, что один из предков рода когда-то встретил волка, и тот пообещал сделать его счастливым, после чего род стал считать волка своим прародителем. У многих народов вождь-предок рода обладает тайными знаниями, которые дают ему возможность становиться волком. В древнегерманском эпосе бог воинов-волков, Один, в потустороннем мире пирует с героями, погибшими в бою и кормит двух священных волков, которые сопровождают его как собаки.

Во многих традициях: хеттской, иранской, греческой, германской воинов называли волками. Представление о волчьей стае, как единой дружине, известно от Свана (горной этнической группы грузинов). Прозвище грузинского царя Вахтанга I Горгослани буквально означало «вовкоголовый». Хеттский царь Хаттусилиса, обращаясь к войскам, призвал быть в единстве — как «род волка». О воинах-волках знали туркоязычные и монголоязычные степные народы: волка считали предком Чингисхана, волчью голову изображали на знаменах древние турки. Скандинавские саги рассказывали о воинах-зверях, которые не знали страха, стыда и сожаления. «Берсеркеры» («преобразованные в медведей») — участники многих рыцарских отрядов в разных странах Европы, где не так давно бытовали легенды об оборотнях и вурдалаках. И все эти факты, как свидетельствуют ученые, связанны с обрядом обучения и посвящения в воины.

В "Слове о полку Игореве» также присутствует образ воина-волка. О князе Рогволода, Всеславе, который легко опрокидывается волком, сказано: «Сам ночью волком рыскал». Волхв Всеславич мог «до петухов» добежать из Киева в Тьмутаракань. В Ипатьевском манускрипте от 1097 г. рассказывается о хане Боняка, который умел «говорить» с волками: "... и когда наступила полночь, то Боняк, встав, отъехал от войска и начал выть волчьим голосом. И привиделся ему волк, и стало много волков выть. Боняк тогда, приехав, сказал Давиду: «победа нам есть над венграми завтра».
Геродот, рассказывая о невров — племена, жившие у верховьев Днепра, Припяти и Южного Буга, заинтриговывал читателя: «Этих людей подозревают в том, что они колдуны. Потому скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что один раз в год каждый из невров становится волком на некоторое время, а потом возвращается и снова становится человеком».
На браслете из Галичины, который описывает Б. Рибаков в своем исследовании «Язычество древней Руси», изображен волк, переворачивающийся у ног женщины, держащей в руках или солому, или хворост. По два волка или собаки изображены на каменных стелах, найденных в украинских степях близ сел Сватово и Керносовка. В то, что волк принадлежит к предкам, зачинателей рода, верили очень давно, особенно на Полесье. Верования эти сохранились отчасти и до сих пор. Рассказывали, что когда волки окружат человека, то следует назвать имя одного из умерших родственников. Это заставит волков уйти. Встретившись с волком, никогда нельзя было кричать «Волк», потому скажет: «Чтоб ты умолк!» — И тогда никого не дозовешься. Само слово «волк» в лесу произносить запрещали. Вовка ласково называли «старым», «дедьком», «хорошим господином». Кое-где на Гуцульщине в колядницких обходах (символизирующие приход умерших родственников) вместе с «медведем» участвовал ряженый «волк», зверя звали на Коляду за семейный стол.

Как свидетельствует известный этнолог В. Давидюк, одевание масок в Украине было связано с чествованием родового божества. Фамилии Волк, Вовчик, Вовкун очень распространены в Украине, так же, как и уличные прозвища, часто объясняли тем, что дед в этом роду перебрасывался волком.

0

Заметок на сайте: 311
Комментариев: 0