Масонство в Европе: теории происхождения и философия явления

Масонский орден держится на фундаменте многовекового наследия, принципах прогресса и опыта поколений, предтечами которого являются философские и религиозные учения, уходящие в далекое прошлое. История этого явления окутана тайной, легендами и теориями.

Начало масонства относят чуть ли не к «началу времен», называя первым масоном самого Бога-творца или при «скромных» теоретических предположениях — Адама, первого человека. Корни масонства, которое могло существовать в иной ипостаси, уходит в глубокую древность и можно провести определенные аналогии между масонскими ложами и другими знаменитыми в истории организациями религиозно-мистического и общественно-политического характера.

Согласно Британской энциклопедии слово «масон» образовалось от английского free masonry и французского franc mason — вольный каменщик. В официальной версии этимологии слова «масон» выводят от слова «каменщик», «строитель». Масонство (франкмасонство, свободное Каменщичество) с одной стороны — это определенная система мировоззрения, а с другой — мировое братство.

Одним из основных блоков исследования масонского явления является сфера существующих теорий происхождения масонства. В основе формирования теорий ученые исходили из разных исторических исследований и фактов. Теории можно классифицировать именно по принципу разделения их на мистические, орденские, и средневековые (образование лож на основе цехов профессиональных строителей), где названия, собственно, характеризующие происхождение масонских лож. Начало деятельности лож масонов на территории Англии, Шотландии до сих пор не поставлена ​​в хронологические рамки. Зарождение организации, которая имела в себе элементы мистики, столетний опыт ученых и политических деятелей, стала фактором изменений и преобразований в жизни всего мира.

Спектр теорий происхождения масонства, которые формируются в течение столетий, заметно не расширяется и все же постоянно дорабатывается и пересматривается. В основе большинства теорий лежит то, что масонские ложи сначала были ложами (цехами) строителей, которые занимались строительством храмов. Со временем рядом с настоящими строителями (так называемыми «оперативными масонами») в ложах стали появляться люди, которые сами не строили церкви, а имели целью строительство духовного символического Храма, их стали называть «спекулятивными» (от английского «speculative» — теоретический, гипотетический, исследовательский).

Известный исследователь масонства М. Морамарко писал: «Масонство является ответвлением оперативного (практического) средневекового масонства, которое отделилось от исторического ствола благодаря процессу интеллектуальной масонской работы, этапы которой неизвестны». Сам Морамарко не выводит масонство с религиозно — политических организаций и учений конца средневековья. Такого же мнения придерживается украинский исследователь масонства А. Крыжановская, но в основе его теории лежит мысль, что масонский орден, очевидно, вырос непосредственно из средневековой цеховой организации, точнее — с корпорации каменщиков-строителей.

Также одним из весомых вкладов в развитие научной доработки теорий происхождения масонства является вклад современных английских ученых Майкла Бейджанта и Ричарда Ли. Именно они впервые пытаются обосновать принадлежность к «родословной» масонов Ордена тамплиеров, который в истории иногда называют «полумасонским». Название ордена тамплиеров происходит под слова «Тампль», т.е. «храм». Тамплиеров называли «Орденом бедных рыцарей Храма» и «Орденом храма Соломона».

Хронологические рамки возникновения или выделение масонства как самостоятельной организации для каждой из стран Западной и Восточной Европы свои. Для стран Британского полуострова и Франции — это границы XVII века, для Италии, Германии и Австрии — XVIII века. В восточной части Европы масонство распространялось в XVIII веке, когда Польша, Украина и Россия в течение небольшого отрезка времени были включены в систему европейских масонских лож.

Строительство храмов требовало от оперативных масонов как значительных технических знаний, так и познаний в философии, религии, истории, искусстве, понимание символизма и даже психологии. Высокий культурный и образовательный уровень «строителей», привилегии, которыми они пользовались, привлекали людей, ищущих знаний и духовного развития, вступать в масонские ложи и становиться спекулятивными масонами. Масонство вобрало в себя и сохранило многие эзотерически-духовных традиции средневековья: алхимиков, тамплиеров, розенкрейцеров, каббалистов и других.

Масонские символы и ритуалы в наше время продолжают быть актуальными благодаря тому, что они наполнены смыслом учений великих мыслителей и ученых. Масонство имеет целый пантеон учителей древности, которые своей деятельностью сделали возможным их возникновения: Рама, Кришна, Будда, Пифагор, Платон, Конфуций, Моисей, Иисус, Магомет. Именно на их опыте и учениях должен строиться мировой храм масонства, как внутри, так и снаружи. Наука и искусство совершили большой вклад в развитие масонской жизненной философии и символизма.

С первых дней существования эта организация считалась тайной, к которой непосвященные не допускались. Масоны, прослеживая историю человечества, широко использовали знаки пирамид, треугольника, пятиконечных звезд, семисвечника, креста, круга и т.д... Треугольник — это знак избранности, направленности, гениальности (в центре «всевидящий глаз», как напоминание масонам неуклонно выполнять свой долг под строгим наблюдением неземной «высшей» силы). Особенно широкое содержания получил символ масонства — пирамида, с оторванной от основания верхушкой в ​​которой изображено «всевидящее око» (божественная дельта луча).

Ярким показателем влияния масонства в сфере общественно-политической жизни является количественно значительное присутствие масонских символов на архитектурных сооружениях, памятниках искусства и др...

Тайной обязанностью масонов является упорное самосовершенствование и возрождение собственной личности. Каждый масон должен нести в мир дух братства, равенства, упорного труда и строгой дисциплины. Долгое время целью и задачей средневековых масонов была защита людей, которые вызвали гнев церкви и государства, особенно тогда, когда Римская католическая церковь представляла и государство, и религию. Через теоретические расхождения с церковью и страхом перед преследованием масонство существовало в условиях строгой конспирации.

Как уже отмечалось масонство — это прежде всего система морали, но для того, чтобы быть масоном, недостаточно обладать определенной суммой знаний или навыков, быть масоном — это значит соблюдать в жизни определенные этические принципы, направлять свою деятельность на строительство символического храма. Это строительство должно осуществляться на основе многовекового опыта предшествующих поколений. В своей работе по строительству Храма масоны стараются, чтобы эта работа была управляемая Мудростью, укрепленная Силой и полна красоты (именно в этом заключается сущность символизма трех масонских колонн, всегда присутствуют в масонской ложе — Мудрость, Сила и Красота). Практика «строительства Храма» включает в себя не только самосовершенствование личности, но также и развитие человечества и «прогресс» вселенной. Мировоззренческая система масонства включает рациональную философию и мистическое розенкрейцерство (система ордена золото-розового креста). Вообще в философии масонства сложилось несколько направлений, доминирующим среди которых до настоящего времени является мистическое мировосприятие. В других направлениях существовали идеи, что масонство благосклонное к христианской этике, что масонство — это и есть истинное христианство.

В конце XVII века масонские ложи окончательно теряют свой «профессиональный» характер, но не меняют название, ритуалы и символику вольных каменщиков, внутреннюю иерархию ложи. Во всех масонских ритуалах сохранилась огромная тяга, которая шла от средневековья, к воссоединению с миром духов, вера в возможность магического воздействия, апелляция к тайных сил. Прогрессивные идеи братства, равенства, свободы и прав человека, которые провозглашались масонством, не препятствовали последовательному соблюдению иерархических принципов его организации. Уже не профсоюз, не церковь, но и не партия — такой была масонская структура при своем выходе из тени истории начала XVIII века.

Алекс Оськин

0

Заметок на сайте: 311
Комментариев: 0