Конфликты — неотъемлемая черта нашей жизни

По моему мнению, конфликт — это такое же обыденное явление для каждого человека, как потребность в пище, самореализации, в общении.

Человек — существо социальное, поэтому и самовыражается в социуме, вступает в различные контакты с другими членами социума — такими же индивидуальными, со своими убеждениями, взглядами, установками на жизнь. Именно эта индивидуальность часто и является причиной различных недоразумений в той или иной социальной группе, ведь каждый ее представитель хочет, чтобы его понимали, чтобы с ним соглашались, чтобы его выслушали (что является неотъемлемой потребностью каждого человека как существа социального, ведь это подтверждает его определенный статус в группе, авторитет или репутацию). Еще Гоббс отмечал, что Человек от природы существо эгоистичное, поэтому удовлетворяет свои потребности в борьбе с себе подобными.

Именно поэтому, каждый из нас часто является участником различных конфликтов, деловых, бытовых и т.д... Конечно, поведение каждого индивида в том или ином конфликте разное, но многое зависит от культуры человека. Ведь воспитанный человек не позволит себе громко кричать, например, на своего руководителя на работе или преподавателя в университете, но дома может накричать на мужа или жену. Это закономерное явление, ведь каждая социальная группа требует от нас иного поведения, диктует разные правила общения.

Чтобы понять природу и причины конфликтов, рассмотрим пример из реальной жизни — студенческо-педагогический конфликт.

Необходимым условием эффективной социализации во время обучения является наличие обратной связи. Речь идет о взаимопонимании, т.е. о понимании другого человека, взаимоотношений на разных уровнях взаимодействия: «педагог — студент», «студент — студент» и прочие связи. Взаимопонимание между педагогом и студентом рассматривают как состояние внутреннего согласия, который имеет определенные особенности, обусловленные характером и условиями учебной деятельности.

Процесс адаптации студентов может сопровождаться конфликтами, которые зачастую провоцируют негативные эмоции и влияют на учебную деятельность студента. Если конфликт между преподавателем и студентом не прекращается, у студента может возникнуть внутренняя неприязнь как к личности преподавателя, так и учебной дисциплины, которую он преподает. Но решение конфликта зависит от обеих сторон, нельзя ответственность за осложнения спора возлагать только на преподавателя, мотивируя это тем, что педагог обязан своей профессиональной этикой, имеет больший опыт, умнее и т.д... Те педагогические конфликты (часто это были лишь споры и разногласия), которые я наблюдала, конечный результат имели и положительный, и отрицательный, то есть, это были конструктивные и деконструктивные конфликтные ситуации. Причины таких конфликтов различны — неприятие противоположных мнений участниками коммуникации, неспособность смириться с мнением другого и признать свои убеждения ложными, попытки закрепить за собой статус лидера, привлечь внимание, похвастаться, удовлетворить свои амбиции и т.п...

В общем, среди конфликтов, возникающих между учителем и студентом, можно выделить: конфликты, возникающие по успеваемости студента, выполнения им вне учебных задач, конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения правил поведения студентом, конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений преподавателя и студента. Такую классификацию дает Рыбакова М. (Конфликт и взаимодействие в Педагогический процессе). Особенность таких конфликтов в том, что участники имеют разный социальный статус, разницу в жизненном опыте, присутствие других участников конфликта (если он возник во время пары), поэтому педагог должен не забывать о воспитательном смысле.

Профессиональная позиция преподавателя заставляет взять на себя инициативу в решение «разрешения конфликта», педагог должен на первое место поставить интересы студента как личности, которая формируется и социализируется. Преподаватель также должен контролировать свои эмоции и быть объективным, дать студенту возможность высказаться, педагог не должен навязывать студенту свое понимание позиции, переходя на «я-высказывания», педагог вынужден помнить, что есть слова, которые могут психологически поразить студента, отметиться в памяти, нанести такой удар отношениям, что дальнейшие действия не смогут их восстановить. Преподаватель не должен отвечать агрессией на агрессию, не прибегать к оскорблениям личности студента, а оценивать только его конкретные действия, преподаватель должен при любых условий пытаться сохранить хорошие отношения со студентом. Очень важным является тот факт, чтобы преподаватель смог правильно определить свою позицию в конфликте, если аудитория начинает развлекаться с нарушителем дисциплины, то это может привести к негативным последствиям — конфликты приобретут постоянный характер. Поэтому решить спор нужно быстрее. Чтобы решить конфликт, надо сначала понять его, найти причины, предусмотреть возможное поведение другой стороны, отделить эмоции от фактов, опираясь только на объективные факторы, попытаться найти решение. Преподаватель может выслушать предложения аудитории, как этот конфликт уладить. Педагог может или вынужден примириться, приспособиться к ситуации, или сознательно и целенаправленно влиять на нее. Педагог должен помнить, что и тон голоса, и жесты, и мимика в конфликтной ситуации играют важное значение. Например, если учитель будет говорить повышенным тоном, или кричать, в ответ может услышать то же самое, поэтому тон должен быть спокойным, не пренебрежительным, преподаватель должен показать студенту, что хочет помочь, хочет разрешить конфликтную ситуацию с хорошим результатом и для студента, и для себя, хочет найти компромисс. Учитель должен уметь слушать и слышать студента, не перебивать его, дать ему возможность высказаться. Подобное следует ожидать и от студента, если он осознает конфликт и является воспитанной личностью.

Основное условие решения педагогического конфликта — искреннее и откровенное общение обеих сторон конфликтной ситуации. Иногда преподавателю надо прибегнуть к самоанализу, чтобы осознать лучше, что происходит и начать менять ситуацию. При решении конфликта оба участника не должны делать преждевременных выводов, анализировать и стараться понять противоположные мнения собеседника, избегать взаимных обвинений, постараться представить себя на месте другого человека, не доводить конфликт до крайностей.

Е. И. Киршбаум выделил шесть типов поведения педагога в конфликтной ситуации и условно обозначил их так: «репрессивные меры» — образ действия, при котором агрессивное поведение студентов преподаватель меняет путем применения репрессивных мер, «игнорирование конфликта» — преподаватель продолжает проводить занятия и не обращает внимания на поведение студента, «ролевой влияние» — педагог направлен на позитивное разрешение конфликтной ситуации в рамка ролевого взаимодействия, «стимул для собственных перемен» — преподаватель меняет свое поведение, «выяснение мотивов» — главное усилия преподавателя направлено на выяснение причин и мотивов решения конфликта, «рефлексия» — педагог пытается разрешить конфликт рационально. По моему мнению, действительно способствует разрешению конфликтной ситуации только сочетание различных видов поведения, кроме первых двух. Игнорирование конфликта может негативно отразиться на авторитете учителя и совсем не решает ситуации, а репрессивные меры приводят лишь к запугиванию и недоверия, а главное призвание преподавателя — не только учить, но и быть студенту другом, попытаться понять и помочь.

Моя позиция в любых конфликтах такова: бороться с ветряными мельницами бесполезно, если человек мудрый, то впоследствии поймет свою ошибку и признает ее.

Конечно, преподаватель в конфликтной ситуации более ответственный, чем студент, но оба должны соблюдать правила профессионального общения, этики коммуникации и взаимоотношений. Основной совет — быть настроенным на положительное решение, избегать разговоров на повышенных тонах и не оскорблять личность, честь и достоинство человека.

Hrystyna_P

0

Заметок на сайте: 311
Комментариев: 0