Им не грозит забвение ... (2 ч.)

Начало ЗДЕСЬ.

Следующим в моей плеяде бессмертных — новеллист Томас Манн, к лучшим произведениям которого можно отнести новеллы «Тонио Крегер», в которой с большой психологической глубиной нарисованы взаимоотношения людей искусства с миром практики, сочетается ирония с проникновенной лиричностью, «Смерть в Венеции», «Марио и Волшебник», что проникнута антифашистскими идеями.

Внутренний мир новеллы — политика истории, психология фашизма и психология «свободы». Автор удачно изобразил вражду национальностей, атмосферу нервной напряженности.

Образ волшебника, который заставляет людей делать унизительные вещи вопреки собственной воле — танцевать, прыгать, корчить гримасы и даже поцеловать самого мага, что сделал Марио, пробуждает чувство отвращения и возмущения. Главный герой с семьей хорошо чувствовал неминуемую катастрофу, но почему-то всегда оставался и не ехал домой. Сначала это были остатки проявлений коклюша его детей, которые не позволили поселиться и остаться в этом отеле, что планировали выбрать для отдыха. Судьба их семьи зависела от прихоти какой-то богатой дамы, и прислуги, то вежливо выполнявшей его волю, то даже в глаза не смотревшей, когда семья уезжала из отеля. Да и на спектакле они могли не сидеть до самого конца, дети уснули еще во время первого действия. Но какая-то сила будто заставляла их остаться и тем самым пройти сквозь все, что было предназначено для них судьбой.

Характерными признаками творческого стиля выдающегося писателя Томаса Манна была неторопливость повествования и очень подробное описание процесса постижения разумом действительности, изображена с элементами иронии и эмоциональностью. Очень подробно писатель изображает сам городок и подробности, чем создает моральный портрет того общества, где уже на чистом небе ощущаются признаки будущей грозы, где господствует ложь, лицемерие и накапливается ненависть, и даже дети, обычно легко находят между собой общий язык, поражены общей болезнью.

Когда восьмилетняя девочка голенькой пробегает по пляжу, местные жители возмущаются и хотят подать в суд, но при этом богатым курортникам разрешено все. Например, из-за их прихоти могут выселить из гостиницы тех, кто не принадлежит к знати. Убийство гипнотизера не воспринимается как трагедия, наоборот, эта катастрофа кажется похожей на освобождение от всего неестественного, от скрытого насилия над волей и душами людей, что не только этот волшебник насаждал в городе.

Предчувствием катастрофы пропитан весь рассказ. То, что делает гипнотизер на сцене, только откровенная форма обмана людей. Кажется, нет предела власти одного человека над другим: даже такое чувство, как любовь становится частью спектакля. Силой гипноза волшебник заставляет Марио поверить, что перед ним его девушка. Гипноз заканчивается, наступает прозрение.

Трудно найти большего унижения. Поэтому Марио видит лишь одну возможность восстановить чувство собственного достоинства — убить гипнотизера. Оно похоже на героический поступок, а не на преступление. Достоинство и разум Марио оказываются сильнее, чем гипноз. Герой становится преступником и победителем одновременно. Психологизм новелл Томаса Манна направлен на то, чтобы показать пороки общества и возможные пути их решения, за каждым маленьким героем скрытые определенные хорошие качества характера, необходимые в борьбе с злободневностью, и сами эти пороки. Автору удается на нескольких страницах, не углубляясь в длительные рассказы о жизни героев, изобразить один эпизод — удачный эпизод, который заменяет тысячи страниц биографии и описания внешне-внутреннего мира человека и раскрывает истинную сущность, истинность проблемы.

Окончание следует.

Кристина Проткас

0

Заметок на сайте: 311
Комментариев: 0